Волго-Донской водный путь
Круиз на теплоходе по Волго-Донскому каналу является составной частью многодневных круизных маршрутов от Москвы до Ростова-на-Дону. Путешествие на теплоходе по этому маршруту - великолепная возможность увидеть великую русскую реку Волгу почти на всем ее протяжении. Теплоходы, выйдя из Москвы, проходят на этом маршруте канал им. Москвы, затем по Верхней, Средней и Нижней Волге. Подробно этот маршрут описан в путеводителе «Москва-Астрахань»,который можно прочитать на нашем сайте.
Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, соединяет реки Волгу и Дон в месте наибольшего их сближения. Длина водного пути 101 км (из них 45 км проходят по рекам и водохранилищам). Проблема соединения Волги и Дона имеет многовековую историю. Попытку построить судоходный канал предпринял Петр 1 в конце 17 в. Позднее были разработаны ещё несколько проектов соединения этих рек, но они не были осуществлены. Сооружение канала началось перед Великой Отечественной войной 1941-45. Пока шла война работы по строительству канала были преостановлены. В 1948-52 канал был построен и стал важным звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР.
Волго-Донской судоходный канал идёт от Сарептского затона Волги (в южной части Волгограда) по долине р. Сарпы, вдоль возвышенности Ергени, по водоразделу Волги и Дона, и выходит в долину р. Червлёной. Далее он проходит через водохранилища Варваровское, Береславское (на р. Червлёной), Карповское (на р. Карповке) и выходит в р. Дон у г. Калача-на-Дону на Цимлянском водохранилище, образованном плотиной Цимлянской ГЭС.
На волжском склоне (на участке в 20 км) расположено 9 однокамерных однониточных шлюзов, поднимающих суда на 88 м. На донском склоне - 4 таких же шлюза со спуском в 44 м. Канал питается донской водой, которая подаётся на его водораздельную часть тремя мощными насосными станциями (Карповской, Мариновской и Варваровской). Часть воды используется для орошения.
Габариты шлюзовых камер на канале меньше волжских, но допускают движение судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т, которые, однако, не могут проходить с полным грузом по ещё не шлюзованному нижнему Дону. Главные массовые грузы с Дона на Волгу: донецкий уголь , минеральные стройматериалы, зерно. С Волги на Дон: верхневолжский, камский и сибирский лес, серный колчедан с Урала, нефтепродукты с Поволжья.
Совместно с Цимлянским гидроузлом (группа архитекторов под руководством Л. М. Полякова) Волго-Донской канал представляет собой единый архитектурный ансамбль, тематика которого посвящена сражениям за Царицын в годы Гражданской войны, за Сталинград в годы Великой Отечественной войны.
При написании текста использованы материалы Большой Советской энциклопедии