Волго-Балтийский водный путь


Волго-Балтийский водный путь (ранее — Мариинская водная система) — система каналов, рек и озёр на северо-западе Российской Федерации, соединяющая Волгу с Балтийским морем.  Он проходит через Рыбинское водохранилище  до г. Череповец,  р. Шексна, Белозёрский канал, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в начале XIX века, после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее 4 м., что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 т.

Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

Историческая справка. Выход России к Балтийскому морю в начале XVIII века, возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений новой столицы с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути — Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. В 1829 был открыт Северо-Двинский канал, соединивший Шексну и озеро Кубенское. Он соединил систему через Сухону и Северную Двину с Белым морем. Для более безопасного плавания небольших судов по Онежскому и Ладожскому озерам были проложены обходные каналы — Белозёрский, Онежский и Новоладожский.

 Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое экономическое значение, но несмотря на проведённую в конце XIX в. реконструкцию она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны.

При написании текста использованы материалы сайта: www.ru.wikipedia.org

Карты водных  путей из путеводителя "Речные круизы " (2002 г.)