Волго-Балтийский водный путь


Волго-Балтийский водный путь(Волго-Балт) — система каналов, рек и озёр на северо-западе Российской Федерации, соединяющая Волгу (от Рыбинска) с Балтийским морем(Санкт-Петербург).  Волго-Балт проходит через Рыбинское водохранилище до г. Череповец, р. Шексна, Белозерский канал, р. Ковжа, Мариинский канал, р. Вытегра, Онежский канал, Онежское озеро, р. Свирь, Ладожское озеро и р. Нева. Мариинская водная система сооружена в начале XIX века, после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название. Длина пути составляет приблизительно 1100 км, глубина судоходного фарватера — не менее 4 м., что обеспечивает проход судов водоизмещением до 5000 т.

Продолжением Волго-Балтийского пути является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Онежское озеро с Белым морем.

Историческая справка. Выход России к Балтийскому морю в начале XVIII века, возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений новой столицы с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути — Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810). Собственно, Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера. В 1829 был открыт Северо-Двинский канал, соединивший Шексну и озеро Кубенское. Он соединил систему через Сухону и Северную Двину с Белым морем. Для более безопасного плавания небольших судов по Онежскому и Ладожскому озерам были проложены обходные каналы — Белозерский, Онежский и Новоладожский.

Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое экономическое значение, но несмотря на преобразования в конце XIX в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны. В 1957-1964 годах была проведена масштабная реконструкция и водному пути присвоено новое название Волго- Балтийский водный путь им. В.И.Ленина.

 

  • Особенность Волго-Балта состоит в том, что все шлюзы Балтийского склона, кроме Пахомовского, имеют одинаковую высоту - 13,5 метров, что позволило при строительстве использовать стандартные конструкции. Всего на канале 7 шлюзов, из них один (Пахомовский) двухниточный
  • 5 гидроузлов – Вытегорский, Белоусовский и Новинкинский, Пахомовский и Череповецкий
  • 3 гидроэлектростанции – Вытегорская, Белоусовская и Шекснинская
  • 25 земляных плотин и дамб
  • 4 искусственных водохранилища – Вытегорское и Белоусовское, Новинкинское и Шекснинское
  • 5 мостов на шлюзах
  • 2 паромные переправы
  • 11 пристаней
  • 4 эксплуатационных поселка.

Волго-Балтийский водный путь входит во многие маршруты речных круизов:

Москва – Санкт-Петербург

Санкт-Петербург – Москва

На маршруте туристические теплоходы останавливаются у пристаней: Череповец, Шексна, Ирма, Горицы, Белозерск, Вытегра, Вознесенье, Подпорожье, Свирьстрой, Лодейное Поле, о. Кижи, Мандроги, Петрозаводск, о. Валаам, Старая Ладога. Подробнее о стоянках см. Города и экскурсии на речных маршрутах.

Москва – Соловки – Москва

Санкт- Петербург – Соловки – Санкт-Петербург

Пристани и стоянки на Беломорско – Балтийском канале: Повенец, Сегежа, Надвоицы, Сосновец, Беломорск. Подробнее о стоянках см. Города и экскурсии на речных маршрутах.

 

При написании текста использованы материалы сайтов: www.ru.wikipedia.org;www.locman.net/volgobalt.htm

Карты водных  путей из путеводителя "Речные круизы " (2002 г.)

Расписание речных круизов, маршрут которых проходит по Волго-Балтийскому водному пути.

МаршрутТеплоход
9
13
12
11
13
13
13
13
8
13
9
11
12
6
7
4
4
6
7
12