Волго-Донской водный путь


 

 

Круиз на теплоходе по Волго-Донскому каналу является составной частью многодневных круизных маршрутов от  Москвы до Ростова-на-Дону. Путешествие на теплоходе по этому маршруту - великолепная возможность увидеть великую русскую реку Волгу почти на всем ее протяжении. Теплоходы, выйдя из Москвы, проходят на этом маршруте канал им. Москвы, затем по Верхней, Средней и Нижней Волге.  Подробно этот маршрут описан в путеводителе  «Москва-Астрахань»,который можно прочитать на нашем сайте.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина, соединяет реки  Волгу и Дон в месте наибольшего их сближения. Длина водного пути 101 км (из них 45 км проходят по рекам и водохранилищам). Проблема соединения Волги и Дона имеет многовековую историю. Попытку построить судоходный канал предпринял Петр 1 в конце 17 в. Позднее были разработаны ещё несколько проектов соединения этих рек, но они не были осуществлены. Сооружение канала началось   перед Великой Отечественной войной 1941-45. Пока шла война  работы по строительству канала были преостановлены. В 1948-52  канал  был построен и стал важным звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части СССР.

Волго-Донской судоходный канал идёт от Сарептского затона Волги (в южной части Волгограда) по долине р. Сарпы, вдоль возвышенности Ергени, по водоразделу Волги и Дона,  и выходит в долину р. Червлёной.  Далее он  проходит через водохранилища Варваровское, Береславское (на р. Червлёной), Карповское (на р. Карповке) и выходит в р. Дон у г. Калача-на-Дону на Цимлянском водохранилище, образованном плотиной Цимлянской ГЭС.

На волжском склоне (на участке в 20 км) расположено 9 однокамерных однониточных шлюзов, поднимающих суда на 88 м. На донском склоне - 4 таких же шлюза со спуском в 44 м. Канал питается донской водой, которая подаётся на его водораздельную часть тремя мощными насосными станциями (Карповской, Мариновской и Варваровской). Часть воды используется для орошения.

Габариты шлюзовых камер на канале меньше волжских, но допускают движение судов грузоподъёмностью до 5 тыс. т, которые, однако, не могут проходить с полным грузом по ещё не шлюзованному нижнему Дону. Главные массовые грузы с Дона на Волгу: донецкий уголь , минеральные стройматериалы, зерно. С Волги на Дон: верхневолжский, камский и сибирский лес, серный колчедан с Урала, нефтепродукты с Поволжья.

 Совместно с Цимлянским гидроузлом (группа архитекторов под руководством Л. М. Полякова) Волго-Донской канал  представляет собой  единый архитектурный ансамбль, тематика которого посвящена сражениям за Царицын в годы Гражданской войны, за Сталинград в годы Великой Отечественной войны.

При написании текста использованы материалы Большой Советской энциклопедии